недеља, 24. април 2022.

Сербская Истинно Православная Церковь - Пасхальное Послание

 

Сербская Истинно Православная Церковь

Пасхальное Послание 2022.

Архиерейское Совещание СИПЦ
под председательством г. Акакия,
Епископа Утешителевского

Всем верным чадам Святосавской Церкви
поздравляем с Праздником Праздников,
Светлым Христовым Воскресением:

Хритос Воскресе!


„Прiидите, прiимите свѣть от невечернаго свѣта

и прославите Христа, воскресшаго из мертвихь.“


Согласно древней христианской традиции, пасхальная служба начинается раздаванием света.
В храме погашен свет, свечи и лампады, архиерей выходит из алтаря с
трикирием и дикирием, поя следующую стихиру: "Придите,
приимите свет од незаходимого Света и прославите Христа, воскресшего из мертвых", раздавая, как благословение, этот огонь верующим, которые подходят, чтобы зажечь свои свечи. Затем под пению "Воскресение Твое Христе Спасе", все выходят наружу на Крестный Ход с трехкратным обхождением храма, после чего, следует торжественный вход в полностью освященный храм, который символизирует Гроб, из которого миру возсияло Светлое Воскресение Христово.

Святой Григорий Ниский в своей беседе "О Воскресении Иисуса Христа" указывет, что святой Иоанн Боголов, который в ту ночь с апостолом Петром бежал ко гробу Господнему, поверил в Воскресение Христово, как раз по той причине, что Гроб Господень был переполнен тем чудесным божественным Светом, который ощущался не только физически, но и духовно. Хотя ещё была ночь, они ясно видели во Гробе лежащие покрова.

Преподобный Иоанн Дамаскин также говорит о том, что апостол Пётр затрепетал, увидев Свет Воскресения Христова на Гробе Господнем. Об этом повествует и богослужебная песнь: "Вскоре Пётр появился пред гробом и, увидев Свет во гробе, испугался" (Октоих, Недельный седален, глас 8). В другом месте, святой Иоанн Дамаскин объясняет, что Свет, который ночью засиял в Гробе Господнем, это тот же самый Нетварный Свет Божественного Творца, которой во время Преображения Христового, засиял на горе Фаворской.

Святой Епифаний Кипрский поучает, что через Воскресение из мертвых Иисуса Богочеловека "спасение засияло", словно солнце: "Бог - солнце, Христос сошёл под землю, оставив евреев в вечной тьме. Теперь возсияло спасение, как тем, которые живут на земле, так и тем, которые давно находились в преисподней; теперь заблистало спасение свету видимому и невидимому;
Бог спускается с неба на землю, а с земли сходит во ад; врата ада открываются и те, которые давно уснули и сидят во тьме и сени смертной, радуются, принимая Свет великий!"

Что означает этот отрывок из Евангелия от Матфея, который цитирует святой Епифаний, и который, вообще-то, является стихомпророка Исаии: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" (Мф. 4:16, Ис 9:2).

Те, которые ходили во тьме и увидели свет великий были язычниками, которых Свет Христов привел ко спасению. А те, которые живущий в сени смертней, это те, которые до Воскресения Христова томились в темнице ада преисподнего, ожидая Его пришествие,
те, которых Господь Христос после Своих страданий и крестной смерти, сойдя в пределы подземного мира, осиял светлостью Своего Воскресения и освободил, как и обещал в пророчествах Ветхого Завета: "Я ходил во глубине бездны" (Сир. 24:5).

Во время сорокодневного Великого Поста на литургях преждеосвященных даров мы слушали один специфичный возглас: " Свѣть Христовь просвещаеть всѣхь ". В этих кратких словах содержится вся суть человеческой жизни. В них содержится истина об этом свете, в коротом мы живём, в котором рождаемся и умираем. В них содержится истина о человечеству, о людском роде, о том, к чему призван, на на что позван людской род. Род людской и каждое человеческое существо призваны к тому, чтобы быть осиянными Светом Христовым, который просвещает и освещает всех и вся, поскольку Он "Свет истинный, который просвещает всякого человека" (Ин. 1:9).

Об этом Свету Воскресения поётся в пасхальных богослужебных песнях: "Воскресения день. Просветимся люди... Очистим чувствия, и узрим неприступным светом Воскресения, Христа блистающася...Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя... адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную... Яко
воистину священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия" (отрывки стихов пасхального канона).

Во время пасхальных богослужений часто повторяется стих: "Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь" (Пс. 117:24). Это нас Церковь через пророка Давида призывает радоваться празднованию непроходящего Дня Воскресения Христового. День, о котором говорит пророк, представляет собой как раз тот вечный Свет Воскресения Христового. Об этом бесконечном Дне говорит и апостол Павел: "Ночь прошла, а день приблизился" (Рим 13:12). Это означает, что ночь проходит, а день наступает, то есть приход света Христового изгоняет тьму сатанинскую, не оставляя места ни для малейшей тени тьмы. Поскольку День небесный, тот Христов лучезарный свет, ярко блистающий, греховная тьма не может поглотить, то в Евангелии от Иоанна читаем: "И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" (Ин. 1:5). Этот "Свет истинный” (Ин. 1:9) находим и в облике "жены, облаченной в солнце" (Отк. 12:1), которую описывает Апокалипсис, и про которую святые Отца говорят, что она
представляет собой Церковь, облаченную в Слово Отчее, которая блистает ярче от солнца. Тот солнечный свет, в который она одета, по святым Отцам, означает, что она имеет истинное познание Бога и Его законов и содержит Его откровения.

Сегодня, в этот День Воскресения Христового все все мы поднимается на высоту созерцания Бога чтобы увидеть "Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного" (Символ веры). Чтобы "в свете Христовом видели свет" (Пс 35:10), то есть, чтобы через Свет Воскресения Христового познали тайну (настолько, насколько можем) Троицы, поскольку по святым Отцам Свет
Бога Отца открывается только через Свет Сына Божьего, действием Духа Святого.

Наша радость о Дне Господнем, о нетварном Свете Воскресения, эсхатологическая перспектива, залог, начало, предвкушение будущего блаженства, когда спасенные будут радоваться в Небесном Иерусалиме, не имея больше потребностей ни в солнце, ни в месяце, ни в каком-либо ещё светиле, поскольку там будет сиять Солнце Истины - Христос Бог наш: "ибо Слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец" (Отк 21:23).

Поэтому Свет Воскресения - это свет победы Христовой, вечной победы над тьмой греха и смерти, конечная победа над самим дьяволом и войском его (Отк. 20:7-10). Пусть нас этот победоносный Свет Христов просветит и укрепит в несении нашего жизненного креста! Пусть он всегда будет маяком, компасом, указателем измученному человеческому сердцу в современном мире, который "больше возлюбил тьму, чем свет" (Ин. 3:19), в котором границы  между добром и злом, между ложью и Истинной быстро стираются и разрушаются! В мире, который глубоко погружен во тьму безбожия, этот Божественный Свет нам так необходим!

В этот День не можем не помянуть многострадальный триединый русский народ, который уже более ста лет страдает под тяжелым игом безбожия. В то время как в Киевской Руси пылает кровавая братоубийственная война, усердно молимся о избавлении Триединого народа русского от злой власти демонского символа пентограммы, какой бы краской она не была намалёвана, красной (СССР), жёлтой (Европейский союз) или белой (США). Ещё молимся за восстановление престола благоверного христолюбивого русского царя - катехона (греч. - ὁ κατέχων тот, который задерживает пришествие антихриста, 2 Сол. 2:7), помазанника
Божьего, и да под его защитой "тихое и безмолбное житие поживём во всяком благочестии и чистоте" (Тим. 2:2).

Как истинно православные христиане, мы призваны через этот "мир который весь лежит во зле" (1 Ин. 5:19) и "который дышит угрозами и убийством" на христиан (Деян. 9:1), "без страха от иудеев" (Ин. 20:19), как "дети света", "не принимая участия в делах тьмы" (Еф. 5:8,11), неустрашимо пронести Свет Христов (как сказано "вы - свет миру" - Мф. 5:14) потерянному человечеству, которое, по словам владыки Николая Жичкого, покрыла ужасная тьма апостасии.

Зажжём сегодня пасхальную свечу наших сердец от огня незаходимого Света. Соединим наши огоньки с ярким Христовым факелом, чтобы возсиял Свет великий, а тьма убежала в другие царства.

"Да воскреснет Бог, и да расточатся враги Его,

 и да бежат от Лица Его все ненавидящие Его" (Псал. 68:1)


ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


На Пасху 2022 года.
Ваши молитвенники пред Воскресшим Господом
Епископ утешителевский АКАКИЙ
Епископ шумадийский НЕКТАРИЙ


Нема коментара: