Вот уже 12 лет Православный портал „Србин истински православан“
свидетельствует в сербском веб-пространстве об истинном Православии, публикуя
на сербском языке тексты о современной истории Церкви, связанные с великой
апостасией, и рассказывая о сопротивлении, которое она вызвала. Апостасия возникла
в первой трети ХХ века и развивалась несколькими путями: через сергианство, через
новокалендарный раскол и через всеересь экуменизма. Сразу же в святую борьбу с
апостасией вступили ревнители православного благочестия во всем мире. Наш
портал публиковал богословские тексты на эту тему, жития современных
исповедников Православия, информацию о современных движениях и событиях
в жизни истинно-православных Церквей, а также и сообщения об апостасии так
называемых „православных“ экуменистов. Портал „Србин ИП“ приложил все усилия,
чтобы способствовать утверждению истинного Православия в тех областях мира, где
говорят по-сербски, то есть по всей Сербской земле и в рассеянии. В последние
несколько лет работа редакции „Србин ИП“ была сведена до минимума, но это не
повлияло на популярность портала: он продолжал свидетельствовать истину
Православия своими, хотя и уже опубликованными, но всегда актуальными материалами.
Этот портал был основан епископом Акакием, который на протяжении долгого
времени был главным редактором „Србин ИП“. Мы провели два эксклюзивных интервью
с Владыкой – первое в 2010 году, когда он был иеромонахом, а второе в 2012,
когда он был уже епископом. Каждое из этих интервью имело завидное количество просмотров
(около 10 000).
Со времени последнего интервью в православном мире и в Сербии произошло
много важных событий и возникло много
вопросов и тем, которые, по нашему мнению, весьма интересны не только для наших
читателей, но и для всех, кого интересует судьба Православия - как в Сербии,
так и во всем мире. Вот почему, спустя восемь лет, мы решили снова поговорить с
Преосвященным Акакием, епископом Утешителевским.
СрбинИП: Ваше Преосвященство, мы хотели бы поговорить с Вами на некоторые актуальные темы
современной церковной жизни. Прежде всего нас интересуют вопросы, связанные с
Сербской Истинно-Православной Церковью, где Вы - председатель Святого
Архиерейского Совета. Наш первый вопрос: каков статус вашей Церкви по отношению
к официальной Сербской Православной Церкви? Ведь многие думают, что Сербская ИПЦ или отдельная, недавно созданная Церковь, или это сербский филиал
иностранной поместной Церкви.
Вл. Акакий: По определению, принятому на
историческом для нас Церковно-народном Соборе Сербской ИПЦ, состоявшемся в Новых
Бановцах в 2013 году, наша церковная общность считает себя органической частью
Сербской Православной Церкви и ее канонической наследницей. Ведь архиереи официальной Сербской
Православной Церкви отпали от правоверия. Признаки этого отхода такие: во-первых,
эти архиереи признали безбожную коммунистическую власть и стали сотрудничать
с нею; во-вторых, они вступили в общение с новостильными раскольниками и новопасхальниками;
и в-третьих, они стали членами сатанинской синагоги Всемирного совета церквей.
Эти три признака представляют собой главные отличительные черты
экуменическо-сергианской ереси. Вот в таких исключительных условиях, когда
Сербская Церковь осталась без правоверного каноничного епископата, оказалась в
состоянии обезглавленности, или
церковного вдовства, Русская Истинно-Православная Церковь, которая ведет свое
преемство от
православной и канонической Русской
Зарубежной Церкви, обновила епископат вдовствующей пастве Сербской Церкви
рукоположением сербских епископов с православным мышлением. Итак, мы не
основали новую,
какую-то „свою“ церковь; напротив, как я сказал, мы - органическая часть
Сербской Церкви, той монархической, Варнавской и Николаевской, а не этой –
Германовско-Авноевской[1]. Некоторых смущает слово
„истинно“ в наименовании Церкви. Постараюсь разъяснить: это добавление сделано
по практическим причинам – чтобы отличать тех, кто остался верным православию,
от тех, кто находится в ереси и в общении с еретиками. Ведь и те, и другие
продолжают называть себя Сербская Православная Церковь. Практика добавлять
слово „истинно“ - не наша выдумка, она существует уже почти сто лет: в первой
трети ХХ века ее ввели в употребление исповедники русских катакомб и греческие
старостильники. Отвечая на вопрос, филиал ли мы какой-то иностранной поместной
Церкви в Сербии, могу сказать, что до 2011 года мы таким филиалом действительно
были, потому что 15 лет находились под омофором Греческого старостильного Синода.
Но в 2011 году, как я уже сказал, с помощью Русской ИПЦ, были осуществлены хиротонии
двух епископов и был основан Святой Архиерейский Совет Сербской ИПЦ - мы стали
самостоятельной церковной структурой, которая хотя и не обладает de facto всеми атрибутами автокефальности, но по канонически и
исторически приобретенному достоинству Сербской Патриархии, мы de jure имеем на это
потенциальное право, которое не может оспорить или отнять ни одна из поместных
Церквей.
СрбинИП: Несогласия между Сербской и Греческой ИПЦ нам в
некоторой степени известны. Греки в 2011 году объявили вас раскольниками. Как относитесь
вы к этому заявлению?
Вл. Акакий: В течение целого десятилетия мы
безуспешно пытались договориться ос Греческим Синодом (который, кстати, за эти десять лет не удостоил
нас ни одним священническим посещением, не говоря уже об архипастырском). Когда
мы – после множества таких попыток - наконец решили приостановить временное
административное управление нас греками, на основании 74 канона Карфагенского
Собора, который ограничивает во времени деятельность временного епископа-
администратора какой-либо вдовствующей Церкви, мы ни в коем случае не
намеревались вступить с ними во вражду. Напротив, в нашем официальном извещении
о выходе из-под временного административного управления Синодом Греческой ИПЦ,
мы выразили свое самое искренное желание и надежду, что братское единство с
Греческой ИПЦ сохранится и мы будем жить в духе мира, братства и любви. Однако,
мы получили высокомерный ответ, что Сербия – часть Греческой Церкви, что мы не
имеем права отделяться и что они, из-за нашего поступка, провозглашают нас
раскольниками. С тех пор и по сей день в отношении к нам Греческого
Синода ничего не изменилось, хотя мы отправили туда несколько смиренных
прошений и предложили несколько инициатив к восстановлению общения между нашими
двумя Церквами. Последнее прошение мы отправили совсем недавно. Но с их стороны
мы всегда получали один и тот же ответ: об общении можно говорить, только если
вы согласитесь признать нашу власть над Сербией. Несмотря на всю нашу любовь,
уважение и благодарность к сестринской Элладской Церкви, такие условия для нас
абсолютно неприемлемы. Вот на таких позициях и по сей день, не двигаясь, стоят
обе стороны. Но мы не теряем надежду, что эта фанариотская позиция греков по
отношению к Сербской Церкви изменится. К тому же между нами всё-таки существует
некоторое неофициальное сотрудничество. Когда есть необходимость, когда
где-нибудь в диаспоре нет поблизости наших храмов, мы посылаем наших прихожан в
храмы Греческой ИПЦ. Равно и их прихожан мы, без каких бы то ни было проблем, причащаем
у нас.
СрбинИП: Вы прервали общение с Русской ИПЦ, от которой ваша иерархия
ведет свое апостольское преемство. Скажите нам, пожалуйста, как и почему это произошло.
Вл. Акакий: Это весьма сложный случай и
слишком широкая тема, чтобы вместить в этом интервью. Кроме того, я считаю, что
часть причин, из-за которых пришлось прервать общение, нельзя предъявлять
общественности, хотя их публикация была бы в нашу пользу. Я уверен, что взаимные раздоры и обвинения, направленные на дискредитацию оппонента,
разрушают авторитет Православия в мире. К тому же причины, которые из-за
вышесказанной позиции мы не делаем публичными, не имеют вероисповедного или
морального характера, и поэтому не грех умолчать о них. Перемены в отношениях
начались с 2014 году, когда при весьма сомнительных обстоятельствах был
неожиданно уволен секретарь Синода РИПЦ Виталий Шумило, а на его место назначен
протоиерей из США Виктор Мелехов. С
приходом Мелехова в руководство РИПЦ резко изменился их церковный курс – от
здоровой филаретовской пастырско-православной позиции до церковного фанатизма
матфеевско-бостонского типа, болезненной зилотской исключительности и
изоляционизма. В 2014 году РИПЦ, предводимая о. Виктором, осудила радостное для
православных событие объединения Греческой ИПЦ с Синодом противостоящих, или так
называемых киприанитов, и объявила Греческую ИПЦ впавшей в ересь киприанизма.
Такое отношение епископов РИПЦ к событиям в Греческой Церкви, принятое под
сильным влиянием нового синодского секретаря, было первым шагом к последующим
серьёзным разногласиям между нашими двумя Церквами. За этим первым охлаждением
последовали новые неприятные сюрпризы, и так постепенно возник более глубокий
разрыв между Сербской и Русской ИПЦ. Например,
Синод РИПЦ принял в общение несколько греческих клириков (в феврале 2016),
которых на каноническом основании Греческая ИПЦ лишила сана в то время, когда
ею председательствовал блаженной памяти архиепископ Афинский Хризостом Киусис
(следовательно, в то время, когда РИПЦ считала Греческую ИПЦ канонической
православной Церковью). Мы публично отреагировали и осудили этот акт беззакония
официальным документом, адресованным Синоду РИПЦ, когда этот вопрос еще только
обсуждался. Увидев, что наше письменное предупреждение не производит должного
действия, я как представитель Святого Архиерейского Совета Сербской ИПЦ срочно
отправился в Москву (в Дмитров) на заседание Синода РИПЦ, чтобы перед русскими
епископами выразить наше решительное несогласие с грубым беззаконным
вмешательством в каноническую юрисдикцию другой поместной Церкви. Все это мы делали
в надежде, что успеем предотвратить надвигающуюся катастрофу. К сожалению, мы
встретили полное непонимание. Более того, Синод РИПЦ одного из упомянутых
греческих клириков, лишенных сана, рукоположил в епископы! Нашему удивлению не
было конца. Это был поступок, с которым мы уже не могли мириться, мы не могли
оставаться с ними в общении. Это значило бы согласиться с вопиющим беззаконием,
когда Русская Церковь рукополагает епископа для области канонической Греческой
Истинно-Православной Церкви, имеющей в своем составе
больше десяти архиереев! Хотя приостановка общения с РИПЦ с нашей стороны
официально не было объявлена, дружеские отношения были почти полностью прерваны. Это не относилось
единственно к Владыке Стефану (Сабельнику) из Трентона (США), который не
соглашался с переменой курса и неканонической деятельностью РИПЦ. Его Северо-Американскою епархию постоянно угрожали частые
канонические инциденты, созданные новым синодальным секретарём. Своей стойкой
защитой канонов и церковной правды епископ Стефан, как и многие клирики РИПЦ,
впал в опалу перед Синодом. По отношению не только к Владыке Стефану, но и ко
всем клирикам, которые воспротивились новому курсу Синода, в том числе и к
славному Леснинскому монастырю с его Западно-Европейской миссией, постоянно
совершалось административное насилие со стороны нового секретаря, публичные
неоправданные нападки, штрафы, и в конце концов – лишения сана. Мы не могли
закрывать глаза на эти вопиющие проявления неправды и открыто поддержали
Владыку Стефана, многих возмущенных клириков из России и Украины и Леснинский
монастырь. Официальное прекращение общения с РИПЦ было неизбежным. Надо
подчеркнуть, что по просьбе Владыки Стефана перед его упокоением, мы были
вынуждены временно принять под свой архиерейский омофор всех русских клириков,
противляющихся новому курсу РИПЦ. Мы приняли под свой омофор и Леснинский
монастырь вместе с его Западно-Европейской миссией. И по сей день Русская ИПЦ
вместо того, чтобы пересмотреть свой новый курс, умирить и вернуть в общение
смущенных, своими дальнейшими безрассудными дейсвиями и заявлениями только
углубляет этот большой разрыв в Русской ИПЦ и вообще в истинном Православии.
СрбинИП: Вы начали диалог с той частью Русской Зарубежной Церкви,
которая находится под омофором Владыки Андроника. К какому результату вы пришли
и возможно ли общение между вашими двумя Церквами?
Вл. Акакий: Парижский диалог с этой частью
Русской Зарубежной Церкви, по-моему имел позитивные результаты, но его
продолжение зависит от группы Владыки Андроника, точнее, от выполнения ими
некоторых согласованных в Париже требований. В общем, ожидается их следующий шаг.
СрбинИП: Как Вы относитесь к Владыке Артемию и другим
антиэкуменическим движениям в Сербии? Существует ли возможность объединения всех антиэкуменистов,
прервавших общение с Белградской Патриархией?
Вл. Акакий: Антиэкуменический фронт борьбы
за Православие в Сербии довольно узок, скуден и слаб, чему в наибольшей степени
способствует его разрозненность, вызванная эклезиологическими разногласиями и
несогласованностью действий. В дополнение к этому, разобщение усиливается взаимными
обвинениями и объявлениями каждой из разрозненных групп себя единственно
правильными, а всех остальных заблудшими. Несмотря на экклезиологические
несогласия с Владыкой Артемием, возглавляющим самую большую антиэкуменическую
группу в Сербии, мы несколько раз пробовали установить с ним дружеские
отношения, но ничего не получилось – из- за ярко выраженного враждебного
отношения к истинному Православию как самого Владыки Артемия, так и его ближайших
сотрудников. Подобный феномен враждебности к истинному Православию характерен и
для двух других групп, которыми руководят о. Никодим Богосавлевич и о. Антоний
Давидович. Трагедия этих трёх, хотя и
антиэкуменических, но не признающих истинное Православие групп, состоит ещё и в
том, что они между собою разъединены. Знаете, почему так разрозненны сербские
антиэкуменисты? Потому что у них нет элементарного смирения и доверия к уже
существующему живому Церковному Преданию. Не нужны нам рассуждения Артемия,
Акакия, Никодима или Антония. Экуменическо-сергианская ересь возникла давно,
задолго от патриарха Иринея Гавриловича, от изгнания Владыки Артемия и от решений
Критского собора, вокруг которого было столько шума, как будто до него ничего
не происходило в деле предательства Православия. Экуменическо-сергианская
апостасия разрушает Православие уже целых 100 лет. Опишу это короткой
ретроспективой. Началось предательство с энциклики Цареградской Патриархии „всем Церквам Христовым“ 1920 года. Потом основатель современной Московской
Патриархии Сергий (Страгородский) в СССР подписал Декларацию о лояльности к
богоборческой большевицкой власти. В Царьграде и Греции был введен папский
календарь. Потом, в 1948 году (том самом, когда создано государство Израиль),
был основан Всемирный совет церквей – сатанинское сборище, членами которого
являются все Церкви официального Православия. В 1964 году Цареградская
Патриархия беззаконно сняла анафему с нераскаянных еретиков-католиков. После
этого в Шамбези 1990 году провославными экуменистами была заключена уния с
монофизитами, а вскоре после этого и с папистами в Баламанде в 1993 году, где
были признаны действительными их святые таинства и т .д. И вот, целый век происходит
апостасия - страшное отпадение от
Православия, но параллельно с ним идет и борьба против апостасии в защиту Православия,
которую ведут исповедники русских катакомб и русского Зарубежья вместе с
греческими и румынскими старостильниками. Все вместе они проторили путь борьбы
для сегодняшних ревнителей православия во всем мире. Давно уже они назвали
себя, независимо друг от друга, истинно-православными христианами. Их борьбой и
страданиями выкристаллизировалась экклезиология воинствующего Православия,
противостоящего экуменическо-сергианской апостасии. Они – новые святые отцы. Им
мы должны следовать, перед ними смиряться и свое рассуждение преклонять перед
живым соборным отеческим преданием Церкви. А не отбрасывать и игнорировать
отцов-исповедников, истинных борцов за Православие, первоначальников священной борьбы, надеясь на свой ум и
рассудительность, создавая какие-то новые экклезиологии и основывая какие-то
новые церковные сообщества. Мы должны сознавать, что экуменическо-сергианская
часть епископата и церквей давно уже отпала от Православия, но с другой стороны,
на защите Православия твердо стоят истинно-православные христиане, хоть и
немногочисленные, слабые и разрозненные, но в Истине Христовой связанные и
непоколебимые. Давно существует ясное разделение на церковь антихристову и
Церковь Христову, Истинно-Православную Церковь. Никто не имеет права выдумывать
что-то третье, как сегодня популярно, как бы средний, „царский путь“. Именно
этот средний, „умеренный“ путь изобличает тех, кто им идёт и хвалится им в своей
теплохладности. Знаем, что об этой теплохладности Господь сказал: „изблевати тя
имам“.
СрбинИП: В перечислении
антиэкуменистов в Сербии Вы ограничились только теми, кто прервал общение с
Белградской Патриархией. Значит ли это, что Вы не признаете так называемой антиэкуменической
„борьбы изнутри“?
Вл. Акакий: Уважаю всех, кто видит апостасию
в официальной Церкви и вносит свой вклад в борьбу против нее, несмотря на то,
что всё же остаётся в общении с отступниками. Хотя я лично не верю в такой
способ борьбы и никому не рекомендую, потому что когда пожар в доме разгорается,
его надо тушить снаружи, а не изнутри. По-моему мнению, все действительно
искренние борцы за Православие некогда окажутся вместе - вне экуменической
антихристовой церкви. Это произойдёт потому, что зло растет и становится все
очевиднее, отчего и благочестивая душа православного христианина распознаёт его
и не может вынести сопребывание с очевидным злом. В официальной Церкви есть много
искренних православных как между священниками, так и между прихожанами. Они не
еретики, но, к сожалению, остаются в
общении с еретиками, которое, в соответствии с православной экклезиологией, неизбежно
приводит в ересь, Я против нападок на кого-либо. Мы, истинно-православные,
публично исповедуем свою веру, делая ее таким образом доступной всем. Но мы не
осуждаем никого из наших соотечествеников, которые все еще ищут успокоения своей
православной совести вне истинного Православия. Пусть каждый по своей совести
определит, каким образом он будет вести борьбу против экуменическо-сергианской
ереси. Хотя ещё раз напомню, что для того, кто долго остаётся в сообществе со
злом, существует опасность – начать невольно поддерживать его. Вступая таким
образом в компромисс со своей совестью, со временем он охладеет и станет более снисходительным
ко злу, пока в конце концов, увы, не примет его добровольно. Потому что святые
отцы говорят: кто смотрит на зло без отвращения, тот вскоре начнет смотреть на
него с удовольствием. Борцы со злом изнутри надеются, что официальная Церковь опомнится
и возвратится с пути апостасии. Дай Бог, чтобы было так! Если это случится, мы
их с радостью примем как наших
православных отцов и братию. Но реальность, к сожалению, показывает, что такие
надежды безосновательны. Разве не очевидно, в каком состоянии находится
официальное экуменическое православие и каким путём оно продолжает идти?! Кроме
того, среди „борцов изнутри“ есть и охваченные
злом апостасии апологеты экуменическо-сергианской Белградской
Патриархии, они „борьбой изнутри“ прикрываются, как овечьей шкурой. Как ложная оппозиция в
демократии, сознательно или неосознанно, косвенно они работают на власти.
Защищая экуменистов, они нормализуют душепагубную сущность ереси экуменизма и
своей диавольской защитой делают ересь приемлемой для своей наивной аудитории.
СрбинИП: По какой причине Вы не включили в
число антиэкуменистов группы греческих старостильников, которые действуют на
территории Сербии? Вы считаете их вклад в антиэкуменическую борьбу слишком
незначительным или находите их существование в Сербии контрпродуктивным?
Вл. Акакий: Все эти люди нам очень хорошо
знакомы. В Сербии их совсем немного. Было время, когда они с нами дружили, а потом по разным причинам
отошли от нас и присоединились к разным греческим старостильным фракциям,
которые в Сербии продвигаются через интернет. Первой группой руководит иеромонах
Сава Микич из Батайницы, священник единственного греческого прихода в Сербии и
одновременно единственный в Сербии клирик Греческого старокалендарного Синода, или
калинниковцев. Калинниковцы, как я выше сказал, считают Сербию своей миссионерской областью, которую
они „открыли“ и „завоевали“, в связи с чем якобы приобрели „каноническое“ право власти над территорией
Сербской Церкви, но оно касается только тех, кто сам с ним согласен. Важно подчеркнуть, что калинниковцы присвоили
право на то, чтобы вернут Сербскую Церковь, которая уже веками носит достоинство
Патриархии, в ранг митрополии,
подчиненной Афинской архиепископии, что я не буду комментировать.
Другая группа рекламирует
в Сербии греческих старостильников стефановцев. Эта фракция, как и сербские калинниковцы,
имеет одного священника – отца Симеона из Инджии. На самом деле ею
предводительствует новосадский рентгенолог Борис Петрович. В поиске „совершенно истинной“ истины он добрался до одной из нескольких
разрозненных групп греческих супер-зилотов матфеевцев. От них он, будучи женатым,
принял великую схиму с именем Григорий. И как схимонах, по благословению своих
стефановцев, он продолжил сожительство со своей супругой под одним кровом,
воспитывая детей. Недавно, с целью
дисквалифицировать апостольское преемство Сербской ИПЦ, он поместил в интернет-пространстве
злобный клеветнический пасквиль о каноническом архиерее Русской Зарубежной
Церкви Лазаре Журбенко
В Сербии есть
представители еще нескольких старостильных греческих синодов, которые взаимно
не признают друг друга и одновременно не признают Сербскую ИПЦ, равно как не
признают и Сербскую Церковь святого Патриарха Варнавы. Подчеркиваю, не признают
не Германовскую церковь, которую называем еще авноевской, но Сербскую Церковь времён
Патриарха Варнавы. Они не признают святым Владыку Николая Жичского, а о. Иустин
Попович для них еретик. Группы с матфеевским уклоном в своем чрезмерном зилотизме идут и дальше и не признают ни Русскую
Зарубежную Церковь, ни Русскую катакомбную Церковь. Они не признают вообще
никого, кто не принимает их сектантские догматы и их сектантское матфеевское
умонастроение. Поэтому, хотя они и называют себя истинно-православными, эти
греческие фракции в Сербии приносят больше вреда, чем пользы, потому что связывают
борьбу за Православие и вообще существование Православия в мире исключительно с
одной зилотской фракцией в Греции. Они шумно заявляют, будто вне
греческих старостильников нет Церкви, а следовательно и спасения, что, конечно,
противоречит здравому смыслу. Кроме того, своими нападками на Сербскую ИПЦ, они
работают в пользу экуменистов и сергиан и наносят ущерб православному свидетельству.
Считаю, что их деятельность в Сербии – по числу прихожан и по их заслугам в
борьбе против апостасии – если не вредна, то как минимум бесполезна.
СрбинИП: Преосвященный Владыко, теперь зададим вопрос, которым мы
завершим наше интервью. Прошло уже почти 25 лет, как Сербская ИПЦ борется в
защиту Православия в Сербии. Вы родоначальник этой борьбы в противостоянии
экуменическо-сергианской ереси, от которой страдает Сербская Церковь и сербский
народ на протяжении многих десятилетий. Скажите, пожалуйста, какой вклад внесла
Сербская ИПЦ своим свидетельством об истинном Православии?
Вл. Акакий: Как я уже сказал, мы считаем
себя органической, неотделимой частью Сербской Православной Церкви, иерархия
которой пошла путем отпадения от Православия, последовав за сергианством и
экуменизмом. Мы не можем считать наше церковное сообщество полнотою
автокефальной Сербской Патриархии по той причине, что находимся в чрезвычайно тяжелом
положении, в котором Церковь не может нормально действовать. Но в отношениях с
другими истинно-православными Поместными Церквами мы защищаем своё право
афтокефальности, патриархийный ранг и неприкосновенность территориальной целостности
юрисдикции Сербской Церкви. Наше положение можно сравнить с положением верных
сынов Отечества, которые в партизанских условиях подняли знамя свободы в стране,
тайно оккупированной врагами за счёт предательства граждан собственным
правительством. Сопротивляясь великому предательству и не признавая авторитет
коллаборационистской власти, изобличая оккупацию,
мы стараемся исторгнуть из когтей неприятельской пропаганды как можно больше
соотечественников и стремимся привести их к познанию истины. Потому что, по словам Господа, истина освободит нас.
Это правда,
что нас немного и, как у Филадельфийской Церкви в Откровении Св. Ап. Иоанна
Богослова, у нас „немного сил“ – у нас два епископа, и размер нашей паствы не превышает
500 прихожан. У нас четыре монастыря и столько же приходов, обслуживаемых семерыми
священниками. Но это малое стадо Христово „держит, что имеет“, то есть хранит
то, что нам досталось от отцов: отеческое Предание, церковный порядок и истину
Православия. Именно таким образом мы вносим наш скромный вклад в борьбу против
тайны беззакония за святыню Православия и церковную свободу. А когда рассветет
день свободы и в Церкви восстановятся правоверие и мир, мы удалимся, как
митрополит Мелетий Добошар, и передадим незапятнанное святосавское знамя более
компетентным, чем мы, борцам.
[1] АВНОЈ - Антифашистское вече народного освобождения Югославии или АВНОЮ, политическое
представительство коммунистического движения в оккупированной Югославии.
Нема коментара:
Постави коментар