уторак, 22. септембар 2015.

ЕДИНСТВО ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ

Святому Синоду Русской Истинно-Православной Церкви

6/19 Сентябрь 2015 г.
Чудо св. Архангела Михаила в Хонех


НАШ СОБОРНЫЙ ИМПЕРАТИВ  –  ЕДИНСТВО ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНЫХ
В ЛЮБВИ И ИСТИНЕ

W се1мъ разумёютъ вси2, я4кw мои2 u3чн7цы2 є3сте2,
а4ще любо1вь и4мате междY собо1ю.
(Ин. 13:35)



Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, досточтимые во Христе
Господе братия архиереи!
Позвольте своим самым младшим и меньшим братьям обратиться к Вам этим смиренным письмом – воплем о единстве Истинно-Православных христиан.


Одно из величайших благословений нашей работы в винограднике Сербской Церкви в это тяжелое время – братская любовь, понимание и поддержка от вас архиереев, вашего Святого Синода и всей Русской Истинно-Православной Церкви. Ваша забота о нашей еще слабой Сербской Истинно-Православной Церкви является для нас великим утешением и мы молимся, чтобы продолжалось наше общее возрастание в единстве Святой Веры, ради которой Господь призвал нас быть соратниками. В духе откровенности и братского доверия, которое всегда существовало между нами, мы бы хотели начать с обменом мнений о направлении, которого следовало бы нам держаться в связи с необходимостью единства между Истинно-Православными Церквами.


Как вам известно, святые Отцы предупреждают о двух больших опасностях, которые могут отделить нас от Церкви: ересь и раскол. В настоящее время огромное большинство поместных Православных Церквей, точнее институции и их последователи, пали в экуменическую ересь („всеересь”) – вероятно самую великую ересь всех времен. А в незначительном меньшинстве, которое осталось, между Истинно-Православными, появились бесчисленные расколы. Поэтому многие из тех, которые бы поискали прибежища в Истинной Церкви и которые искренно желают оставить руины „мирового Православия”, соблазненные и смущенные, спрашивают: „где Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь?”. Чистота вероисповедания абсолютно необходима, чтобы быть в Церкви, но она недостаточна.


Как мы стремимся исповедовать веру, так в тоже время и с тем же жаром нам надо стремиться быть в общении с теми, которые разделяют наше исповедание веры. Как мы должны быть поборниками Истинного Православия, так должны быть и поборниками единства Церкви. Мы никогда не должны быть удовлетворены таким положением дел, при котором исповедующие Православную веру все же церковно разделены и не могут общаться в Святых Христовых Тайнах.

Имея в виду эту великую потребность в единстве Истинно-Православных, мы бы желали смиренно попросить вас снова пересмотреть оба ваши изъявления:
1. Изъявление от 11.12.2015г., которое характеризирует объединение бывшего Синода Противостоящих с Церковью Истинно-Православных Христиан Греции как падение Греческой ИПЦ в ересь „крипто-экуменизма” (т. е. тайного, скрытого экуменизма), или „киприанизма”, и
2. Сообщение от 11.08.2015г. о принятии греческих клириков под „временный омофор Архиерейского Синода РИПЦ до восстановления иерархии ИПЦ Греции”. РИПЦ намеревается восстановить епископат Греческой ИПЦ, ради того, как говориться в сообщении, что „нынешняя иерархия отступила от неповрежденного православного вероисповедания вследствие унии с Греческим Синодом Противостоящих”.


Мы конечно вполне разделяем вашу озабоченность в связи с „киприанизмом” и осторожны ввиду направления, которого Греческая ИПЦ выбрала, входя в это объединение. Будьте уверены, что мы охраняем, как совестные пожарники, которые после потушенного пожара (киприанизма) бдят над пожарищем, из которого на некоторых местах иногда еще появляется дым. Однако Греческая ИПЦ до сих пор никак не обнаружила падения в ересь и мы считаем, что неуместно их характеризировать как „отпадшие” и „еретики”. Выговаривая такой тяжелый и окончательный суд, мы в сущности говорим: „уже все, они вне Церкви”.

Чтобы могли элиминировать сомнение в православности вероисповедных позиций Греческой ИПЦ после объединения в марте 2014 г. и разъяснить ситуацию, считаем, что нужно обратиться к представителю Синода Церкви ИПХ Греции непосредственно и лично – вероятно к епископу Фотию, секретарю Синода – и поставить вопросы, чьи ответы мы хотели бы услышать, и таким образом познакомиться с взглядами Синода. Слишком часто в истории борьбы Истинно-Православных в продолжении прошедших несколько десятилетий случалось так, что не делались попытки достигнуть искренней коммуникации и взаимного понимания между иерархами, которые, как оказывалось позже, не различались по вопросам веры. Это недоверие, эта холодность в отношениях и недостаток горячего желания спасения брата – этот недостаток христианской любви – доводили до разных расколов, которые погубили многих и души многих сделали несчастными.

Здесь можно было бы начать и диалог о разрешении проблемы, которую Греческая ИПЦ вызвала поспешным и необдуманным приемом в общение митрополита Агафангела, что представляет грубое вмешательство в нерешенных внутренних проблемах Русской Церкви.

Мы очень хорошо знаем, что и ваш, и наш опыт с Синодом Греческой ИПЦ часто бывал болезненным, но мы призваны несмотря на это, стремиться к единству Церкви и показывать настоящую христианскую любовь, терпение и прощение, что предполагает оставление в сторону всех личных причин и чувств, для того, чтобы беспристрастно выполнять волю Божию.

Наверно, в этот момент нет на свете иерархов, которым было бы труднее возобновить диалог с архиепископом Калиником и его Синодом, чем нам, сербским епископам. Тем не менее, искренно веруем, что именно это мы призваны сделать. Если суд, что они пали в ересь – неправильный, если они действительно оставили „киприанизм” в прошлом и начали процесс сформирования великой и объединенной общности Истинно-Православных – включая здесь и экклезиологически весьма строгую Румынскую Старостильную Церковь – тогда мы обязаны начать с ними диалог для восстановления нормальных церковных отношений. Не сделать этого, означало бы противиться Христу, Который призвал нас к единству, Который Своим ученикам сказал: w3 се1мъ разумёютъ вси2, я4кw мои2 u3чн7цы2 є3сте2, а4ще любо1вь и4мате междY собо1ю.
Итак, что делать? Ваш Святой Синод, ради просьбы вашей братской Сербской Истинно-Православной Церкви может сообщить, что вы, несмотря на причины, которые побудили вас критически смотреть на объединение Греческой ИПЦ и Синода Противостоящих, только временно и условно вывели оба свои изъявления в ожидании дальнейшего исследования и дискуссий. Мы, сербские архиереи, готовы участвовать в общем заседании обеих наших сестринских Церквей, чтобы могли обсудить всю проблему и принять общую позицию по этому вопросу. Тогда нам можно вместе обратиться к епископам Греческой ИПЦ, объяснив им нашу озабоченность и попросив их пояснить свои позиции по этим вопросам. Если этого не начнем и не доведем до конца и если не дадим им возможности объясниться, то мы превратимся в „обвинители, судии и палачи”, будем как люди, которые действуют не в соответствии со своей позицией и идут не путем, каким великие и святые Отцы выходили из таких ситуациях в прошлом.

Потому что, если честно посмотрим на историю Русской Зарубежной Церкви, мы заметим, что наши отцы в вере, от которых имеем апостольское преемство, включая и святого Филарета, никогда на соборном уровне не объявляли такое ясное и всеобъемлющее осуждение экуменизма, какое видим в Экклезиологическом документе Греческой ИПЦ, марта 2014г. Они никогда не объявляли, что какая-то юрисдикция – „безблагодатна”. Никогда формально не прекращали общение с кем-бы то ни было, кроме Московской Патриархии, Северо-Американской Митрополии и евлогианцев. Никогда не могли согласиться между собой о том, что на самом деле означает Анафема 1983г., к кому относится и в их ли власти применить ее к кому-либо другому, кроме к своей собственной пастве. Все изъявления, что Анафема 1983г. имела вселенское значение, представляют только мнения отдельных людей, никто из которых не был архиереем Русской Зарубежной Церкви.

Всущности именно эта Церковь рукоположила Архиепископа Лазаря. А он, как известно, по отношению к действительности Святых Тайн Московской Патриархии и других экуменистов всегда придерживался взглядов, весьма сходных с „киприановскими”. Русская Зарубежная Церковь, из которой родилась иерархия РИПЦ, была почти целое десятилетие в общении с „киприанитами”. И только на Церковно-народном Соборе в Одессы 2008 г. была четко определена позиция против киприанизма.

Вы возрастали в своем понимании действительного положения в „мировом Православии” и решились принять более жесткую позицию. Когда епископы Дионисий и Ириней оставили вас, это было из-за того, что вы переменили свою позицию по отношению к Святым Тайнам „мирового Православия”. Не все Истинно-Православные одинаково быстро доходили до такого более строгого понимания, а постепенно, когда были просвещаемые Богом. Если наш Истинно-Православный Синод достигнет до более строгой позиции немного ранее другого Истинно-Православного Синода, делает ли это нас „Церковью”, а их „раскольниками и еретиками”? И должны ли они сейчас каяться перед нами, хотя незадолго до этого и мы имели те же взгляды?

Сходное положение и с митрополитом Агафангелом, который свою обособленность по отношению к другим русским архиереям оправдывал их антикиприанизмом, называя его больным и разрушительным для Церкви экстремизмом. На основании киприановской доктрины была создана юрисдикция „Синод Агафангела”. Тем не менее, объединение марта 2014 г. поставила и митрополита Агафангела, несмотря на все его недостатки, в ряд тех, которые стали на прочном православном фундаменте Экклезиологического изъявления марта 2014 г., что косвенно означает ясное отбрасывание киприановского учения.

Здесь речь идет не о разногласии по отношению к догматическому учению Церкви – что еретики находятся вне Ее и что святые тайны тех, которые вне Церкви, не спасительны –  а о разногласии по отношению к применению того учения в нашей ситуации. Пытаясь создать основу для понимания каким образом надо применять это учение, киприаниты заблудились сделав догматическую ошибку и утверждая, что знают, что благодать Божия остается с явными и нераскаянными еретиками, пока они не падут под анафему какого-то особого органа, называемого „объединенным собором”. Кто придерживается этого учения, в конечном итоге придет к выводу, что Церковь никогда никакого еретика не отлучала – потому что выходит, что никто не еретик прежде своего отлучения от Церкви. Но Церковь отлучает эго именно потому, что он исповедует еретическое учение, а не делает его еретиком своим отлучением. Но бывшие киприаниты отвергли эти позиции, как это ясно видно из Экклезиологического изъявления марта 2014г., где говорится, что Церковь не утверждает, что у еретиков присутствует благодать Святых Тайн. Епископы, которые приняли киприанитов в общение – архиереи Греческой ИПЦ – выбрали, ради единства Церкви, не требовать от них общественного покаяния за ересь. Они приняли их объяснение, что эти теории не были приняты в качестве догмата, а только как исследовательский опыт справиться со сложными богословскими вопросами. Если епископы бывшего Синода Противостоящих не были искренними, когда заявили это, пусть этот грех будет на их души. Греческая ИПЦ снисходительно выбрала принять их объяснение, хотя она является наиболее пострадавшей из-за неприятностей, вызванных догматическими ошибками и расколом покойного митрополита Киприана. Так как они поняли, что паства Синода Противостоящих питает к митрополиту Киприану великое уважение, и что его посмертное анафематствование оттолкнуло бы этих людей от объединения Церкви, они решили покрыть его ошибки своим милосердием.

Вместо того, чтобы укорять архиереев Греческой ИПЦ из-за их поступка, не лучше ли поговорить с ними о том, считаясь с фактом, что и мы сами долгие годы боролись чтобы понять вещи и чтобы дойти до своей экклезиологии, а также что и мы с великим трудом рассудили как применить эту экклезиологию в пастырской ситуации, в которой находимся. Догматическая ошибка киприанизма состояла в изъявлении, что они знают, что у еретиков присутствует благодать, и что еретики будут иметь благодать Божию до конца времен, если только не будут осуждены со стороны какого-то воображаемого органа, называемого „объединенный собор”. С другой стороны, позиция наших отцов из Русской Зарубежной Церкви была, что они все еще не знают, кто в официальном Православии является фактически вне Церкви в ситуации, которая сложилась в двадесятом веке и что они не осмеливаются судить об этом.

Поэтому, поскольку мы сейчас, в наших обстоятельствах, несколько десятилетий позже, считаем необходимым открыто утверждать кто – внутри и кто – вне Церкви – пусть делаем это со страхом и трепетом, и всегда имея в виду единство Церкви. Церковь ИПХ Греции и Истинно-Православные юрисдикции, которые в общении с ней, обсуждают возможность проведения общего Собора всех Истинно-Православных именно для того, чтобы разрешить проблему практического применения церковного учения „вне Церкви нет спасения” к экуменистом – т. е. на соборном уровне четко определить, что экуменисты находятся вне Церкви. Разве мы не поддержим их в этом? Разве мы не желаем быть часть этого Собора?

Кроме того, наше желание – видеть Русскую Церковь консолидированную и укрепленную объединением вашего Святого Синода с Синодами митрополита Агафангела и митрополита Суздальского Феодора. Это – три сродные части Русской Церкви, которые сегодня придерживаются идентичного вероисповедания и даже имеют один и тот же источник апостольского преемства. Любовь и ревность за единство Церкви могут исцелить все прежние раны, а святую Русскую Церковь приблизить к тому славному высокому месту, которое ей всегда принадлежало в семье Православных Церквей.

Просим прощения за нашу дерзость, уважаемые отцы и возлюбленные братия во Христе, архиереи Русской ИПЦ, и умоляем вас принять наши слова в духе братской любви во Христе, с которой они и изречены!

+ Епископ Акакий Утешителевский,
председатель Святого Архиерейского Совета
Сербской Истинно-Православной Церкви

+ Епископ Нектарий Шумадийский

Нема коментара: